Нужно ли платить работнику за создание служебного произведения?

Нужно ли платить работнику за создание служебного произведения?

Рассмотрим сегодня то, с чем сталкивается бизнес при создании уникального продукта.

Обсудим для начала схему «работодатель» - «работник - автор служебного произведения».

Согласно ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Вроде все просто и понятно, но теперь рассмотрим мифы, с которыми сталкиваются работодатели.

Миф №1. Так как работник создал произведение на рабочем месте, то право авторства принадлежит работодателю.

Реальность. Нет, право авторства неотчуждаемо, в России может принадлежать только физическому лицу. Но вот получать материальную выгоду, распоряжаться этим продуктом может работодатель на основании исключительного права.

Миф №2. Работнику не возвращается исключительное право на созданное им произведение.

Реальность. Если работодатель, в течение 3 лет:

- не ввел режим коммерческой тайны (не определили порядок пользования, не поставили гриф «Коммерческая тайна» и т.п.);

- не передал права третьим лицам;

- не начал сам использовать служебное произведение;

то исключительное право на служебное произведение возвращается к автору.

Миф №3. Автор (работник) получает вознаграждение за созданный объект в виде заработной платы.

Реальность. Заработная плата - это то, что работник получает за «процесс» создания служебного произведения, т.е. приходит на работу, включает компьютер, соблюдает штатное расписание и т.п. Заработная плата регулируется нормами ТК РФ, а вознаграждение автору – гражданским законодательством.

За результат интеллектуальной деятельности автор получает вознаграждение.

Часто недобросовестные работодатели либо вообще не выплачивают вознаграждение, либо выплачивают формально 1000 рублей.

В этом случае работник пойдет в суд и, скорее всего, выиграет.

В случае программистов, доказать авторство бывает просто (вшиты в код данные автора, которые не отображаются в программе). В случае фотографов: они могут подтвердить, что у них есть исходная фотография с лучшим качеством чем то, что они предоставили Работодателю. Также есть сайты, которые предлагают услуги депонирования. Про возможность «бесплатного депонирования» (направление произведения самому себе через электронную почту) знает почти каждый творческий человек, так как именно они заинтересованы в доказывании своего авторства.

Миф №4. Все что работник создал на рабочем месте – произведение, на которое  исключительное право имеет работодатель.

Реальность. Если работодатель установил в должностных обязанностях сотруднику функционал веб-дизайнера, а он создал игру для мобильного приложения, то в данной ситуации – это не является служебным произведением. Работник выполнял работу, не предусмотренную должностными обязанностями, ему не дали служебное задание или дали, но без конкретики. 

Выводы. Надеемся, что среди наших читателей порядочные работодатели. Если вы переживаете за правовое регулирование служебных произведений в своей компании, то можете записаться на консультацию и мы выберем самый безопасный способ для регулирования труда творческих работников.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!