Самостоятельная
Проверка франшизы
Проверка франчайзера
- Убедимся, что франчайзер тот, за кого себя выдаёт (сверка реквизитов франчайзера с его реквизитами в ЕГРЮЛ)
- Вычислим количество действующих франчайзи-партнёров и число собственных точек (ищем аналогичные точки в регионах и звоним - узнаём состояние бизнеса);
- Определим сроки того, как давно компания на рынке (откроем ЕГРЮЛ и посмотрим дату создания юридического лица, откроем реестр товарных знаков и посмотрим дату регистрация товарного знака);
- Рассмотрим структуру продукта (наличие помощи по подбору поставщиков; обучения персонала; персонального менеджера);
- Проверка условий договора:
- Удостоверимся, что предложенный договор - именно на приобретение франшизы (название договора должны быть не «консультационные услуги», а «договор коммерческой концессии», либо «лицензионный договор»);
- Ознакомимся с правилами о расторжении и поймём, когда грозит односторонний отказ от договора со стороны франчайзера (При неограниченном праве Франчайзера на «выход» из договора никакой стабильности в бизнесе не будет);
- Защитим право требовать от франчайзера предоставления всей технической документации (проверим наличие в договоре формулировки: Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию..) ;
- Изучим режим конфиденциальности (проверим режим коммерческой тайны);
- Проанализируем порядок проверки со стороны франчайзера (ищем кабальные условия, в частности: «правообладатель имеет право в любое время прийти на территорию Предприятия пользователя», «пользователь обязан предоставить… ;
- Вычислим обязанность заключать дополнительные соглашения (обязанность по покупке страховки, маркетинговых услуг у третьих лиц).
- Анализируем условия договора с точки зрения «полноты условий» (заключённым считается договор, относительно которого стороны договорились о предмете, для договора франшизы предметом являются условия о товарном знаке, секретах производства, коммерческом обозначении. Иными словами, в договоре должно быть написано примерно следующее: «правообладатель передаёт товарный знак № __; секреты производства, а именно информацию о _______)
- Изучим договор на признаки «недействительности» (Договор, который противоречит императивным требованиям закона, не имеет юридической силы, права и обязанности не возникают. Например, если продаётся франшиза бара, а в договоре написано, что мы обязаны торговать марками алкоголя, запрещенного в России, то договор будет недействительным)
- Выявим наличие или отсутствия цессии (Если в договоре есть глава или пункт под названием «цессия»/ «уступка права требования», то при образовании задолженности перед франчайзером, последний может передать свой долг третьим лицам, в частности, «полулегальным» организациям)
- Осуществим скаут лизинга (В договоре мы ищем главу или пункт с названием «лизинг»/«финансовая аренда». Если такой есть, то франчайзи обязан закупить либо у самого франчайзера либо у третьих лиц какое-либо оборудование в лизинг, следовательно, для франчайзи это дополнительные траты).
- Определим наличие/отсутствие необходимости соблюсти правила таможенного законодательства (для этого в договоре ищем условие об обязанности закупить оборудование за пределами Российской Федерации).
- Анализ договора на наличие залога (Вычитываем по тексту договора главу или пункт с названием «залог», при его обнаружении - вчитываемся в каждое слово и разбираемся самостоятельно или при помощи специалиста в рисках и особенностях взыскания)
- Проверка товарного знака
- Базовая проверка финансовых показателей
- Проверим «адекватность» паушального взноса и роялти по формулам: а) паушальный взнос/объём инвестиций * 100% б) роялти+паушальный взнос)/оборот франчайзинговой точки * 100% ;
- Изучим информацию о маркетинговой политике (наличие/отсутствие обязанности осуществлять маркетинговые акции Правообладателя, о чем могут свидетельствовать следующие формулировки: «правообладатель вправе направлять указания пользователю на проведение рекламных компаний»; «пользователь обязан вести маркетинговую политику по поручению правообладателя»);
- Обеспечим себе свободу действий:
- Проанализируем самостоятельность в отношении подбора арендатора (наличие/отсутствие формулировок: «заключает договор аренды с согласия правообладателя», «обязан по указанию правообладателя заключить договор », «правообладатель утверждает арендатора»).
- Изучим возможность независимо искать поставщиков (наличие/отсутствие формулировок: «заключает договор поставки с согласия правообладателя», «обязан по указанию правообладателя заключить договор », «правообладатель утверждает поставщика»).
- Проверим свободу ценообразования (наличие/отсутствие формулировок: «цены назначаются по указанию правообладателя», «пользователь назначает цены пот отпуску продукции свободно, но цена не может превышать ___ руб. и не может быть меньше ____ руб.»).
- Изучим свободу подбора персонала (наличие/отсутствие формулировок: «работники пользователя должны соответствовать следующим критериям: ______», «членами персонала не могут быть лица, которые ________»)
- Обеспечим понятную коммуникацию сторон (убедимся, что согласованы инструменты и каналы обсуждения рабочих вопросов: перечень должностных лиц, телефоны, e-mail, мессенджеры и т.д., согласуем наличие сроков на ответы по запросу Пользователя);
- Проверка сопутствующей документации
- Проанализируем проекты Актов (Франчайзер по итогу проверки деятельности франчайзи составляет Акт, в связи с этим для обеспечения интересов последнего требуется выявить формулировки: «Франчайзи имеет право направить возражения в отношении Акта»; в Акте должна быть графа «Приложение», где будут подтверждение выявленных нарушений)
- Изучим проекты Отчётов (Франчайзи, как правило, должен направлять отчёты о финансовой деятельности, за неисполнение такой обязанности ему может «капать» неустойка, в связи с этим необходимо разъяснить, что для франчайзи наиболее выгодно иметь следующие формулировки в договоре: «Правообладатель вправе отклонить отчёт только в мотивированной форме», «Отчёт считается принятым, если правообладатель не направил уведомление об обратном»)