За два года ресторанов, кафе и баров в России стало больше почти на 10%

За два года ресторанов, кафе и баров в России стало больше почти на 10%

Количество заведений общепита за последние два года выросло на 9,6% - с 174,5 тыс. компаний до 191,3 тыс. компаний, подсчитали в "Контур.Фокусе". За это время открылось 78 тыс., а закрылось 61,6 тыс. организаций. При этом большинство закрытий пришлось на 2022 год (на 8,1% больше, чем в 2023 году), а большинство открытий - на 2023 год (на 11,7% больше, чем в 2022 году). То есть прошлый год оказался для общепита куда более удачным: если в 2022 году отрасль приросла на 2,9%, то в 2023 году - уже на 6,5%.

Положительную динамику показывали все форматы - рестораны, кафе и бары. Но если у кафе и баров рост был более постепенный, то у ресторанов волнообразный: они показали резкий скачок в 2023 году, когда открылись 9 тыс. новых компаний - в январе 2023 года их было 141,3 тыс., а в январе 2024 уже 150,3 тыс.

Наибольший рост показали кафе, которых за два года стало больше на 14%. Количество ресторанов за это время увеличилось на 8,7%, баров - на 7,6%. Но ресторанов в стране, как и прежде, гораздо больше, чем баров и кафе. Рестораны занимают около 79% рынка, кафе - 16%, бары - 6%.

Больше всего точек общепита ожидаемо в Москве (21,6 тыс.), Московской области (11,6 тыс.), Краснодарском крае (11,3 тыс.), Санкт-Петербурге (11,1 тыс.) и Ростовской области (5,3 тыс.). А меньше всего заведений общественного питания в Ненецком автономном округе (30), Байконуре (38), Чукотском автономном округе (62), Ингушетии (145), Херсонской области (150).

"Прошлый год стал периодом стабилизации после санкционных ограничений - показатели отрасли говорят о том, что рынок адаптировался к изменениям, в том числе к уходу с рынка зарубежных поставщиков продуктов и напитков", - комментирует эксперт "Контур.Фокуса" по экономической безопасности Антон Яковлев.

При этом он отмечает интересную особенность: если в Москве и других крупных городах одно кафе успешно работает пару десятков лет, то в небольших регионах динамика обновления компаний выше.

"Многие точки общепита создаются на год-два до самоокупаемости и выхода прибыль, после чего продаются и закрываются, так как новые собственники не имеют тех навыков управления общепитом, как создатели. Это довольно типичная бизнес-модель в регионах", - говорит Яковлев.

Средний срок окупаемости проектов в общепите составляет 3-5 лет, но за 1-2 года можно понять потенциал заведения, оценивает генеральный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. Если первый владелец понимает, что перспективы так себе, или он просто устал от этого проекта, он выставляет заведение на продажу. И если новый собственник - несведущий в ресторанном бизнесе, то дела идут плохо, и нередко приходится заведения закрывать - такая практика довольно распространена, подтверждает эксперт. Если же приходит опытный ресторатор, он приводит за собой свою базу клиентов, и заведение может получить второе дыхание. Бывает, что даже не приходится менять ни оборудование, ни интерьер, а гостей становится больше.

Определенно на рынке есть оживление, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. С одной стороны, сейчас россияне в меньшей степени ездят на отдых за границу. А вкусно поесть, пообщаться и отдохнуть хочется, особенно после периода заточения в ковид. С другой стороны, в стране действует нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства". Соответственно, выделяются немалые средства и предоставляются льготы инвесторам, говорит Бухаров. А кроме государственных, в России много частных денег, которые на Запад уже не вложишь. Все ищут им применение. Открыть ресторан - один из вариантов вложения. Таким образом, на рынке есть высокий спрос и развивается предложение.

Отрасль, действительно, восстанавливается после ковида - наблюдается хорошая динамика, соглашается Перепелица. Но сказать, что она полностью восстановилась до уровня 2019 года, затруднительно. Но, несмотря на положительную динамику, в прошлом году многим рестораторам пришлось непросто, отмечает она. У многих наблюдалось снижение посетителей (особенно в среднем ценовом сегменте), одновременно происходил рост цен на продукты. Впрочем, это не помешало рестораторам развиваться и открывать новые точки.

Источник: rg.ru Бизнес

09:40
51

Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!