ТЦ готовы постепенно освобождать помещения от таких арендаторов. Но условия, которые прописывались в договорах на годы вперед, не так просто разорвать без суда. Картотека арбитражных дел содержит уже более 50 исков, поданных владельцами ТЦ в адрес крупных зарубежных компаний. И их количество будет только расти, уверены участники рынка.
В группе риска компания Adidas, которая с начала года получила семь исков с требованием расторгнуть договоры аренды, освободить помещения и выплатить долги. Схожая история у компании H&M. Она получила три иска от торговых центров с требованием освободить занимаемые помещения. Самым громким из них был иск от московского парка развлечений "Остров мечты", который ретейлер проиграл. Суд признал прекращенным договор аренды, обязал взыскать с компании 537,9 млн рублей "неосновательного обогащения" и судебные расходы в размере 195,5 млн рублей.
Замена брендов, заявивших об уходе с российского рынка, не будет быстрой. Открытия новых магазинов на их месте следует ждать к весне
Компания Uniqlo получила два иска о взыскании штрафов за неосуществление деятельности и задолженности по арендной плате. С самым большим количеством исков столкнулась группа Inditex (Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho и другие бренды), которая получила 32 иска от владельцев торговых комплексов, пишут "Известия".
Долги по аренде, штрафы за неосуществление деятельности, досрочное расторжение договоров и возмещение расходов на проведенные ремонты - вот те вопросы, которые ТЦ пытаются решить через суд. К примеру, магазины H&M долгое время стояли, заполненные товаром. "Пока в магазинах был товар, арендодатели могли использовать его в качестве залога и диктовать свои условия, сейчас остатки распродаются. В итоге арендодатель остается с помещением, в отделку которого инвестировал", - рассказывает вице-президент Союза торговых центров России, Беларуси и Казахстана Павел Люлин. ТЦ были заинтересованы в привлечении известных зарубежных брендов для увеличения трафика. "Проведение ремонта в помещении под определенный бренд и даже установка эскалаторов - это те вложения, которые торговые центры делали для того, чтобы привлечь крупные зарубежные бренды", - говорит Люлин. Чаще всего такие вложения предусматривали долгосрочные обязательства по аренде. Но компании приняли решение уйти раньше, а ТЦ не хотят терять потраченные средства.
Предметом конфликта становятся платежи за аренду. Так, группа Inditex в большинстве случаев платит арендные платежи, сообщил президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко. "Зависит от ТЦ, магазина. От 40 до 90% платит везде. За исключением тех случаев, где только процент с товарооборота", - уточнил он. В то же время директор торговых центров "Гринвич" и "Пассаж" Дмитрий Сарапульцев рассказал, что дела связаны именно с платежами, касающимися арендных отношений.
Довольно часто ТЦ используют комбинированную модель оплаты аренды, одну ее часть составляет платеж с площади торгового помещения, а другую - процент от оборота. Такие условия предоставляются известным брендам, которые обеспечивают большую посещаемость и фактически делятся покупателями и с соседними магазинами. "От 30 до 70% доходов торговых центров зависит от наличия в них международных брендов, которые и формируют посещаемость", - говорит Иван Ермохин, научный сотрудник Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС. Но теперь, когда многие зарубежные бренды заявили о приостановке деятельности, они не дают ТЦ процента с оборота и трафика, что и становится предметом споров. "Если есть фиксированный процент с товарооборота, это тоже может быть предметом иска", - говорит Москаленко.
Правовые аспекты аренды эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"
В некоторых случаях удается локализовать бизнес. Число компаний, которые продали или передали свои сети местным операторам, приближается к 20, свидетельствуют данные Союза торговых центров России, Беларуси и Казахстана. Но если бренд заявляет о полном уходе, торговый центр не видит смысла держать за ними площади и пытается через суд освободить помещение в ускоренном порядке, считает Ермохин. Хотя этот процесс все равно не будет быстрым.
"Уход брендов займет до полугода", - прогнозирует Москаленко. Если учитывать необходимость ремонта, завоза товара, открытия новых магазинов стоит ждать в начале сезона, то есть в марте.
Источник: rg.ru Бизнес