На конец февраля - начало марта пришелся ажиотажный спрос на продукты длительного хранения, которые потребители активно закупали впрок - заказ готовых блюд потерял свою актуальность, считает Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Кроме того, сказалось подорожание некоторых позиций в меню сервисов доставки, повлияла приостановка работы некоторых сетей и недоступность оплаты через Apple Pay и Google Pay.
Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций", также объясняет падение спроса тем, что из-за геополитического кризиса "граждане стараются готовить дома, в том числе из продуктов, закупленных впрок в начале марта".
Фиксируются и некоторые изменения в распределении участников рынка доставки. В первом квартале 2022 года по количеству покупок лидирует Delivery Club, его доля составляет 42%, это на 2% ниже, чем в 2021 году. Сервис "Яндекс.Еда" занимает второе место с долей в 35%, показатель упал на 10%.
Артур Альберт, коммерческий директор мобильного приложения "Город", предполагает, что отток пользователей у "Яндекс.Еды" связан с недавней утечкой персональных данных клиентов.
"В марте мы наблюдали нетипичные для этого сезона всплески и проседания - сначала ажиотажный спрос на доставку из фастфуда, потом непродолжительное замирание спроса на фоне отключения большей части ресторанов "Макдоналдс", - рассказали в пресс-службе "Яндекс.Еды".
Из-за ухода "Макдоналдса" и некоторых других иностранных ресторанов с российского рынка покупателям приходится переориентировать свои потребительские предпочтения с учетом новых реалий. Так, после закрытия большей части ресторанов "Макдоналдс" заказы в приложении сети снизились на 16%. При этом количество покупок через приложение Burger King (компания продолжила свою работу в стране) выросло на 28,5% по сравнению с февралем.
В пресс-службе Delivery Club рассказали, что для перераспределения спроса на другие сети и локальные рестораны потребуется время, но в целом процесс идет быстро.
Средний чек на доставку еды вырос в марте до 943 рублей, несмотря на уменьшение спросаВ ближайшем будущем можно ожидать уменьшения количества специальных предложений, считают эксперты. Артур Альберт подчеркивает, что уже сейчас некоторые компании отменили бесплатную доставку продуктов (например, "СберМаркет"). Компании стремятся быстро перестроиться в условиях неопределенности, а это очень остро чувствует потребитель, говорит эксперт.
Соколов предполагает, что "скорее всего заведения общепита будут менять ассортимент меню и рассматривать возможность экономии на комиссии сервисов доставки, развивая собственные курьерские службы".
Источник: rg.ru Бизнес