Почему сделка между VK и "Яндексом" - это конец рынка стартапов в России

Почему сделка между VK и "Яндексом" - это конец рынка стартапов в России

Сделку между VK и "Яндекс" большинство экспертов определили, как окончательный раздел рынка. Теперь одна компания сосредоточится на сервисах на стыке оффлайна и онлайна (навигация, такси, доставка и прочее), а другая - займется онлайн-контентом и соцсетями. Как выразились вчера в пресс-службе VK, "компания последовательно реализует стратегию, которая направлена на построение бизнеса вокруг контентных продуктов".

Объективности ради, эту сделку следовало бы назвать "тройственной", так как она является еще и частью развода VK со "Сбером". Ведь именно "Сбер" владел ранее долей в Delivery Club, который теперь, отойдя полностью VK, перейдет "Яндексу" в качестве оплаты за "Новости" и "Дзен". В сухом остатке - три крупнейших игрока IT-рынка избавляются от непрофильных активов и сосредотачиваются на отдельном взятом сегменте. Каждый - на своем.

Как этот раздел скажется на пользователях, понять пока трудно. Нет пока и решения ФАС по таким весьма щекотливым аспектам, как переход в одни руки двух крупнейших сервисов по доставке готовой еды - Delivery Club и Яндекс.Еда. Но есть и еще один рынок, на который сделка между ключевыми игроками окажет определяющее, если не сказать - губительное - влияние. Это российский рынок стартапов.

Все прежние годы создатели новых компаний могли планировать развитие бизнеса с дальнейшей продажей его одному из трех крупнейших игроков - "Сберу", "Яндексу" и VK. Фактически это были наши Google, Apple и Microsoft.

Безусловно, был еще венчур и различные инвестфонды, но это немного другая модель бизнеса. И поскольку все три игрока играли на одной площадке, то стартапы могли выбирать, а за счет конкуренции - могли выбирать наиболее выгодное из предложений. Иногда доходило до того, что компании покупали новых перспективных игроков даже просто для того, чтобы тот не достался конкурентам.

Российский рынок инвестиций в стартапы и малый бизнес всегда славился тем, что тут можно было без проблем найти миллион или миллиард для развития бизнеса. Проблемы начинались с теми, кому миллиона было мало, а миллиарда - слишком много. Но в условиях конкуренции между IT-лидерами у компаний были возможности стать частью большой корпорации и таким образом получить ресурсы для дальнейшего развития.

Теперь, в рамках строгого разделения рынка, эти возможности резко сократятся. А если вспомнить о том, что, по оценкам экспертов, с момента введения западных санкций, рынок венчурных инвестиций в России фактически закончился - об этом в частности говорил в интервью "РГ" глава РАЭК Сергей Плуготаренко, то у команд, занимающихся развитием стартапов, формируется система "одного окна". Только в этом случае это минус, а не плюс.

Стартапы остаются в ситуации, когда не они будут выбирать, кому продаваться и по какой цене, а им придется соглашаться на единственное предложение от профильного IT-лидера. Потому что внутри России альтернатив практически не остается. Как не остается и рынка стартапов.

Источник: rg.ru Бизнес

12:05
148

Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!