Как региональному бренду защитить себя на международном рынке

Как региональному бренду защитить себя на международном рынке

Сергей Александрович, что нового ждет практику регистрации региональных брендов в 2024 году?

Сергей Ренжин: В прошлом году у нас поменялась практика работы с товарными знаками, которые включают географические элементы, что связано с присоединением России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения. В этом году будем оценивать эффективность этих изменений.

Благодаря соглашению российские правообладатели брендов могут подавать заявки в страны - участники Лиссабонской системы на регистрацию географических указаний (ГУ) и наименования места происхождения товаров (НМПТ). На основании одной заявки можно получить правовую охрану на территории десятков стран, которые являются участниками соглашения, и таким образом продвигать бренд не только в России, но и за рубежом. Сейчас у нас подана одна заявка на международную регистрацию наименования места происхождения товара - от "Объединения "Гжель".

Процесс небыстрый?

Сергей Ренжин: Небыстрый. Занимается этой работой Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Сроки пока не ясны, так как это первый случай, нам не с чем сравнить. Сначала заявка подается в международное бюро ВОИС, которое проводит экспертизу на ее соответствие требованиям организации. После того как она завершается, заявка рассылается в те страны, в которых испрашивается охрана. После этого каждая из них проводит свою экспертизу. У участников Лиссабонской системы есть около года для принятия решения о предоставлении охраны. Тем не менее такая процедура обойдется дешевле, чем подавать заявку в отдельные страны и платить там пошлины. В данном случае можно заплатить единую пошлину в рамках международной процедуры.

Для производителя регистрация бренда - это главным образом защита своей продукции от контрафакта?

Сергей Ренжин: Не только. Сейчас ужесточаются требования к маркировке товаров. Возможность маркировать продукцию обозначением, которое тесно связано с регионом - большой плюс для компании, поскольку она начинает ассоциироваться с определенной территорией. Конечно, регистрация дает возможность защищать свои права на продукцию. Например, производители жостовских подносов боролись с контрафактом из-за границы, и регистрация НМПТ помогла им в рамках таможенного регулирования. Теперь подделки не пропускают на российский рынок. Но немаловажно и то, что это помогает защитить потребителя от некачественной продукции.

Производители жостовских подносов боролись с контрафактом из-за границы, и регистрация помогла им. Теперь подделки не пропускают на рынок

В среднем за год подается около 100 заявок на регистрацию. На данный момент зарегистрировано 324 региональных бренда. Лидер - Краснодарский край, у которого их 27. Второе место у Ставрополья - 14. Третье место делят Тульская и Московская области - по девять.

Часто ли случаются отказы?

Сергей Ренжин: Если мы говорим об НМПТ, то тут важным условием является получение заключения уполномоченного органа о наличии у товара особых свойств и подтверждения, что он выпускается только на территории конкретного региона. Что касается ГУ, то к заявке необходимо прикладывать документы, подтверждающие уровень известности продукции на определенной территории. Отказы в регистрации, безусловно, бывают, но не более пяти процентов от числа заявок.

А если кто-то решит придумать бренд, который в реальности не существует, и зарегистрировать его, чтобы популяризировать свою продукцию?

Сергей Ренжин: Не выйдет. Любой региональный бренд должен обладать историей, определенной известностью, документально подтвержденными особенностями. Заявку на регистрацию может подать ассоциация производителей, отдельные предприниматели и даже госучреждения. Например, на регистрацию якутских ножей комплексную заявку подали более 30 производителей-физлиц. Им предоставлены равные права и возможности для продвижения бренда. Недаром мы запрашиваем информацию у разнообразных организаций в регионах, соответствует ли заявка необходимым критериям, насколько с их точки зрения такая регистрация допустима, будет ли бренд способствовать развитию региона. Еще одна задача - не допустить, чтобы недобросовестные лица владели правом на него, но при этом ничего не производили.

А сколько это будет стоить?

Сергей Ренжин: Если мы говорим о регистрации географического указания, то суммарно общая стоимость выйдет примерно в 30 тысяч рублей. Также у нас предусмотрена скидка до 30 процентов при онлайн-подаче заявления. Не секрет, что путешественников в первую очередь интересуют известные региональные бренды. Они формируют облик страны в целом. Выход на международные рынки позволит экономически развиваться как отдельным компаниям, так и региону, находить новых клиентов и соответственно масштабировать производство. По цепочке это в итоге стимулирует поддержку различных предприятий, например, народных промыслов.

Еда, вода и сувениры

Под региональными брендами понимаются специальные объекты интеллектуальной собственности - географические указания и наименования места происхождения товаров. Это такие известные обозначения, как "Хохлома", "Тульский пряник", "Вологодское масло", "Алтайский мед", "Кубанские яблоки" и другие. Чаще всего заявки подаются на продукты питания и сельхозтовары. Зарегистрировано 86 таких географических указаний и наименований места происхождения товаров. Следом идет минеральная вода - 85. Далее в рейтинге - изделия народных художественных промыслов, их зарегистрировано 78. Замыкает топ алкогольная продукция, на которую выдана 21 регистрация. В основном это вина.

Источник: rg.ru Бизнес

11:20
38

Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!