Как онлайн-комиссионка стала стоить дороже IT-компаний

Как онлайн-комиссионка стала стоить дороже IT-компаний

Компания BackMarket, которая специализируется на продаже подержанной техники в Европе, привлекла крупный раунд инвестиций в размере 510 миллионов долларов при общей оценке проекта в 5,7 миллиарда. Если простым языком, то французская онлайн-комиссионка техники на данный момент оценивается дороже, чем Avito, и почти равнозначна оценке Mail.ru Group в прошлом году. Как это получилось, могут ли появиться такие проекты в России и готова ли к этому инфраструктура и потребители, "РГ" объяснила сооснователь сервиса "ДамПродам" Елена Богатырева.

В Европе и США BackMarket работает по модели маркетплейса, где различные продавцы (магазины и сервисы со статусом юридического лица) продают восстановленную технику c указанием ее состояния. Все мерчанты, исходя из политики компании, проходят строгий процесс проверки.

Сам маркетплейс является операционной структурой, которая гарантирует чистоту сделки, логистику, дает гарантийные обязательства. Перед покупкой ты видишь, какая именно компания восстановила гаджет, какой у нее рейтинг, какая степень клиентской удовлетворенности. На вторичную технику дается два года гарантии, что фактически беспрецедентно, и 30 дней - на возврат, если что-то не устроило.

В Европе и США основной сток восстановленных гаджетов, скорее всего, поступает от сотовых операторов, которые продают его более мелким компаниям. Смартфоны в 90 процентах случаев покупаются в лизинг или по различным программам у операторов с большой скидкой и с ежемесячной оплатой небольшой суммы за сам гаджет. Операторы сами заинтересованы привязать пользователя к долгосрочному контракту на связь, поэтому частично дотируют покупку смартфона. Аппарат застрахован изначально, далее перепродается в компанию, которая занимаемся refurb-услугами и, скорее всего, в последнем шаге становится на листинг в BackMarket, Amazon, eBay и куда-то еще.

Основные параметры успешности такого маркетплейса - это большой продуктовый ассортимент и продавцы, соблюдающие правила репутации в части качества товара, который должен соответствовать заявленному описанию. Также важно соблюдать гарантийные обязательства в случае с поломкой (тут риск уже несет продавец, а не производитель).

Если оценивать возможность такой модели в России, то наш рынок очень и очень сегментирован. Основные участники - это отдельные физические лица, которые перекупают с порталов объявлений или на радиорынках и далее сами реализуют бывшие в употреблении устройства, чтобы заработать. Отдавать какую-то прибыль маркетплейсу для них не имеет смысла, потому что в РФ спрос на качественную подержанную технику превышает предложение. Очень много завуалированных китайских подделок, неоригинальных запчастей. Поэтому продать качественный подержанный "айфон" для, скажем так, "самозанятого" вообще не проблема, спрос огромен, особенно в регионах. Там люди мечтают о новых моделях "айфона", но купить его за 100 тысяч рублей у многих нет возможности. А подержанный девайс, который на 30 процентов дешевле, является востребованным вариантом.

Официальный трейд-ин у сотовых операторов занимает пока очень маленькую долю. Цены выкупа низкие, в них заложены все виды рисков, так как смартфон проверяется продавцом-консультантом, а не специалистом в области ремонта, который не может отличить оригинальность компонентов, что критично при определении конечной стоимости гаджета на вторичном рынке.

Ну и очень важный момент, что именно в России, в отличие от других стран, люди любят продавать технику за наличные, потому что большинство дальше приобретают новый телефон в рассрочку, таким образом получая лучшее предложение: дороже продал, выгоднее купил. Люди хотят максимально выгодно сбывать через доски объявлений, потому что разница в 10 тысяч рублей в самостоятельной продаже и продаже через сотовых операторов играет существенную роль.

Большинство крупных компаний по продаже вторичной техники, аналогов BackMarket в России, завязаны на "капризах" операторов. Если операторы решат пойти активно в бизнес рекоммерс и выкупать подержанные гаджеты с дальнейшей перепродажей через свою сеть, текущие игроки не смогут обеспечивать на своих витринах постоянный ассортимент для клиентов.

В любом случае, в России, модель, которую активно и успешно развивает BackMarket, очень актуальна. Но на данный момент требуется ее адаптация под российские реалии.

Рынок в России пока очень "черный", все ходит по рукам без чеков, все решается путем устных договоренностей. Хотя объем рынка в нашей стране по "айфонам" достигает около 4 миллионов аппаратов в год, не говоря про другие бренды. Для сравнения, по неофициальным данным мобильных операторов, количество сделок достигает всего 70 тысяч аппаратов. Просто сравните цифры объема рынка, где на том же Avito висят два миллиона объявлений смартфонов в месяц, и цифры официальных "продаж".

Тем не менее, тренд рекоммерс в России очевиден. Во-первых, это выгодно. Во-вторых, сейчас технически возможно продлевать жизнь старых устройств максимально долго. В-третьих, это новые возможности для развития перспективного бизнеса.

Что смущает в истории с BackMarket - это закрытость финансовых данных. На данный момент понятны только сумма инвестиций и их оценка, непонятно количество сделок, клиентов, партнеров. В какой плоскости сейчас существует вторичный рынок техники в Европе, тоже большой вопрос. Хотя аналоги в Германии в виде того же маркетплейса Refurb тоже получили недавно свои существенные инвестиции.

Источник: rg.ru Бизнес

11:25
154

Распечатать
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!