На бессмысленные проверки и бюрократию жалуются чаще всего предприниматели. Избежать этого особенно важно сейчас, в условиях санкций. О необходимости снять лишние административные барьеры для бизнеса заявил и президент страны. Но что еще мешает? Об этом - в интервью "РГ" с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области Еленой Артюх.
Прошло больше месяца, как Запад начал вводить санкции, уже известно, какой части бизнеса они коснулись?
Елена Артюх: В конце февраля - начале марта аналитики федерального бизнес-омбудсмена опросили около шести тысяч предпринимателей по всей стране. И 84 процента из них, вне зависимости от того, какой бизнес они ведут, сказали, что санкции их затронули. По сути, это данные уже первых дней санкций. Не исключаю, что сейчас эта цифра больше. Основные проблемы, - это рост закупочных цен, падение выручки, спад спроса, разрыв логистики, невозможность импорта, блокировка цифровых платформ и увеличение кредитной нагрузки.
Но это все внешние факторы, на которые почти невозможно повлиять. А какие внутренние барьеры можно было бы снять уже сегодня?
Елена Артюх: Одна из важных проблем - бизнес не может выполнить государственные и муниципальные контракты на тех условиях, на которых они заключались. Все мы понимаем, почему: невозможно закупить товары, упал курс рубля, нет комплектующих, выросли сроки поставок. Это значит, нужен диалог с заказчиками для коррекции условий договоров - цены работ, сроков. Очень важно, чтобы предприниматели имели возможность выполнить контракты и получить то, на что рассчитывали.
Причем процедуры изменения договоров должны быть понятными, простыми. Предприниматели не должны незаслуженно нести издержки, выплачивая неустойки, штрафы, попадая в реестр недобросовестных поставщиков, если не могут выполнить условия контрактов не по своей вине. В решении этих проблем, конечно, не обойтись без бюджетной поддержки.
Число проверок бизнеса за месяц сократилось?
Елена Артюх: Тут пока не все так однозначно. С одной стороны, 8 марта был принят федеральный закон, который ввел мораторий на некоторые виды проверок. Но с другой - при более тщательном рассмотрении оказывается, что довольно большое число проверок под мораторий не подпадает. И прежде всего те, которые инициируются прокуратурой. У меня есть обращение предпринимателей, которые говорят о том, что получили от прокуроров требование о предоставлении документов в рамках вновь назначенных проверок. Проверочная кампания, пусть и не в тех масштабах, как раньше, но продолжается. И вообще, сейчас правильнее говорить не о "мерах поддержки", а о принципиально новых условиях ведения бизнеса для структурной перестройки экономики.
Важно отменить или заморозить вступление в силу законов, которые порождают дополнительные издержки для бизнеса
Что конкретно предлагают предприниматели?
Елена Артюх: Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов изучил инициативы, поступившие из регионов, и уже сделал целый ряд предложений правительству по снижению издержек бизнеса. Например, есть важная инициатива уменьшить с 15 до 12 процентов размер страховых взносов. Причем считать страховые взносы в пониженном виде с первого рубля выплат, а не с выплат свыше одного МРОТ, как это было в ковидные времена. Еще одно своевременное предложение: отменить вступление законов и подзаконных актов, которые порождают дополнительные издержки для бизнеса. Их нужно сейчас просто заморозить.
Звучало предложение провести амнистию предпринимателей, которые находятся под уголовным преследованием. Это бы помогло?
Елена Артюх: Уверена, что да. Под преследованием по экономическим статьям сегодня находятся 2300 человек. Это люди с особым складом ума, опытом, и их предпринимательская активность сейчас могла бы быть полезной для страны.
Мера откровенно смелая...
Елена Артюх: Она разумная, несколько лет назад уже была амнистия по экономическим преступлениям. Под нее попали тогда около пяти тысяч предпринимателей. Установка, что все бизнесмены жуликоватые люди, в корне не верна. Не нужно всех мазать одним миром, необходимо поддерживать тех, кто проявляет предпринимательскую смекалку, особенно в тяжелых условиях. Сейчас, когда не хватает товаров, резко растут цены, невозможно работать на привычных импортных комплектующих, люди пытаются на ходу искать и заменять недостающее аналогами, оперативно создают проектные решения, "докручивают" технологии. Поэтому я за максимальную свободу бизнеса в сегодняшних условиях. Есть отдельные решения правительства, которые внушают оптимизм. Например, автоматическое продление срока действия лицензий, аккредитаций, специальных разрешений.
В части регионов, например в Югре, на Ямале, уже сделаны послабления по уплате налогов.
Елена Артюх: Да, с одной стороны даны внутренние указания в налоговых службах не блокировать банковские счета при предъявлении претензий к налогоплательщикам. Но обеспечительные меры не отменены, их можно применять по результатам проверок. Вот конкретный пример предпринимателя из Екатеринбурга, который вложил в покупку оборудования почти 700 миллионов рублей. Ему должны были вернуть 35 миллионов рублей НДС, по которому он отчитался еще в третьем квартале 2020 года. Арбитражный суд принял решение о незаконности действий налогового органа об отказе в возмещении НДС, значит, деньги предприятию нужно выплатить. Но мы же понимаем, что последуют апелляции, кассации от налогового органа, время идет, и непонятно, когда завод на деле получит свои деньги.
Я обратилась в управление ФНС по Свердловской области. Сегодня нужно максимально сократить время на проверку деклараций по возмещению НДС. Проверять их в считаные рабочие дни. И как можно быстрее возвращать деньги в бизнес. Для этого не нужно выделять государственные деньги, давать кредиты. Это те средства, которые положены бизнесу по закону. И еще один очень важный момент: если предприниматель уже выиграл спор в суде, то пусть налоговые органы остановятся, не идут дальше по судебным инстанциям, не оспаривают это решение. В условиях спокойной ситуации в экономике я бы не выступила с такими предложениями, но сейчас условия экстремальные.
Источник: rg.ru Бизнес